ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЕШЬ

Часто смысл общеизвестной пословицы нами воспринимается буквально, т.е. как сам поступишь, как поведешь себя, таковы будут и последствия, результаты. За свои поступки рано или поздно приходится расплачиваться. Однако, за ваши необдуманные поступки могут расплачиваться и другие люди, особенно тяжело осознавать, что от этого пострадали ваши собственные дети. 

Часто родители, находясь в плену своего прошлого опыта семейных отношений, проявляющегося в переносе сценариев взаимоотношений в родительских семьях на свою семью, допускают ряд ошибок в выстраивании взаимоотношений, как между супругами, так и с детьми. В одних случаях родители начинают требовать от своих маленьких детей «взрослого» поведения, совершенно забывая о том, что ребенок это не маленький взрослый, а человек обладающей качественно отличной от взрослого психикой. Это может приводить к конфликтам, необоснованным наказаниям которые травмируют ребенка.

Существуют периоды в развитии ребенка, когда закладываются определенные черты характера, и именно в эти периоды необходимо правильно взаимодействовать со своими детьми. Причем это взаимодействие необходимо выстраивать уже в самом раннем возрасте. В качестве примера можно привести следующий. Родители замечают, что примерно в трехмесячном возрасте дети определенным образом начинают реагировать на знакомых близких: смотрят им в глаза, улыбаются, гулят. Как правило, молодые родители с удовольствием сообщают эти достижения в развитии своего ребенка своим близким. Однако, часто они не знают о том, что в такое форме ребенок сообщает им о своем желании общаться и игнорируют его желания.

Родителям необходимо помнить о том, что именно в этом возрасте закладываются такие важные черты будущего характера, как доверие либо недоверие к людям. Как часто мы слышим о том, что «ребенка не следует приучать к рукам», «поплачет и перестанет» и т.п. Ребенку много и не нужно улыбнуться ему в ответ, поговорить с ним, взять на ручки. Все это дает ему чувство защищенности и как следствие позволяет доверять окружающему миру и исследовать его.

Еще одна часто встречающаяся ошибка молодых родителей заключается в том, что они практически сразу после рождения начинают покупать своему ребенку большое количество игрушек, продолжая это делать на протяжении всего дошкольного детства. Вопреки мнению некоторых родителей, бабушек и дедушек, воспитателей и большинства производителей игрушек, дети не нуждаются в изобилии игрушек или широком разнообразии внешнего окружения для своего интеллектуального развития.

Напротив, наиболее благоприятной для оптимального познавательного роста является умеренно обогащенная среда, в которой дети получают возможность играть со стимулирующими их развитие предметами незадолго до того срока, когда они обычно научаются ими пользоваться. Это делается с целью увязать задачи, поставленные перед ребенком, с темпами его естественного развития. Поэтому небольшое опережение в стимулировании ребенка положительно сказывается на его развитии, а слишком сильное – дезориентирует его.

Родителям самых маленьких детей для оптимального их познавательного развития можно порекомендовать следующее:
- показывать и передвигать привлекательные ярко окрашенные предметы;
- размещать интересующие малыша предметы поблизости от него, чтобы их можно было стукнуть, пнуть, схватить, изучить получше;
- разговаривать с ребенком, подражать ему, называть его по имени;
- обеспечивать ребенка достаточным количеством предметов для хватания и манипулирования с ними;
- начинать играть с детьми в такие игры, как «ку-ку», «найди спрятанное»;
- организовать безопасное место для исследовательско-ориентировочной деятельности и обеспечить малыша набором привлекательных предметов, которые он мог бы отыскать, перемещать и т.д.;
- проговаривать свои действия;
- пытаться постепенно усложнять игры «найди спрятанное»;
- играть с куклами и марионетками;
- имитировать действия ребенка и стимулировать его к подражанию;
- объяснять происходящее
- играть с ребенком во время купания, используя различные плавающие игрушки, в которые можно наливать воду, сжимать их и т.д.
- ставить вопросы и давать ребенку время найти ответ самому.

Кроме этого молодые родители должны помнить, детей учит то, что их окружает.
Если ребенка часто критиковать - он учится осуждать.
Если ребенку часто демонстрировать враждебность – он учится драться.
Если ребенка часто высмеивают – он учиться быть робким.
Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.
Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учиться быть терпеливым.
Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.
Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.
Если ребенок живет с чувством безопасности – он учиться верить.
Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.
Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.

В этой статье я хотел показать, что учет как общих для определенного возраста, так и индивидуальных особенностей ребенка в во взаимодействии может, как стимулировать, так и тормозить его развитие. Конечно это сложная для родителей задача, т.к. необходимо обладать специальными знаниями в области возрастной психологии.

Если у Вас возникают проблемы с взаимопониманием со своим ребенком, Вы не можете объяснить некоторые его поступки, не стоит полагаться только на свою интуицию и рекомендации знакомых. Лучше всего обращаться к специалистам. Помните, что посеешь, то и пожнешь.

 

Детско-подростковый психолог центра клинических исследований,
кандидат психологических наук,
доцент - Игорь Владимирович Щелин

 

 

 

 

 

 

 

ЗАПИСЬ НА ПРИЕМ
ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК

Укажите Ваш контактный номер телефона.

Мы свяжемся с Вами в самое ближайшее время, чтобы помочь с любым возникшим вопросом.

Обратный звонок
НАПИСАТЬ НАМ

Оставьте свой e-mail и номер телефона и мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все ваши вопросы!

Написать нам
Оставить отзыв