Аутизм - приговор?

Категории
Категории

Статью подготовил детский врач-психиатр Павел Константинович Полежаев

Детский аутизм - это расстройство, возникшее в результате нарушений развития головного мозга. Его суть - в нарушении нормальных взаимоотношений ребёнка с окружающим миром.

Заподозрить аутизм можно в раннем возрасте, однако поставить точный диагноз в этом случае не так просто. Необходим период наблюдения примерно 6-12 месяцев для получения более полной картины. Чем младше ребёнок, тем более неспецифичны у него проявления болезни. Чем старше, чем сложнее у него поведение и психика в целом, тем более специфична и симптоматика.

У ребёнка, страдающего аутизмом, в первую очередь обращают на себя следующие симптомы:

  • Стереотипия поведения - навязчивые, беспричинно повторяющиеся действия, движения. (Например, бег по кругу, размахивание руками, включение и выключение воды, открытие и закрытие дверей).
  • Стереотипность в речи - навязчивое, бессмысленное повторение определенных слов и фраз. Так называемая эхолалия. (Ребёнок может отвечать на вопрос повторением самого вопроса, заучивает фразы из мультиков и вставляет их не к месту, бессмысленно повторяет фразы за взрослыми).
  • Игра с неигровыми предметами. Обычно дети строят своё поведение, смотря на сверстников и взрослых, понимают, что машинки, куклы - это игрушки. Дети с аутизмом могут часами возиться с ниточками, тряпочками, камешками, палочками и прочими вещами, выстраивая свой собственный игровой мир.
  • Наличие необычных страхов, в том числе и страха познания чего-то нового.
  • Избирательность в пище. У ребёнка может быть ограниченный своеобразный набор продуктов. При этом он может отказываться пробовать что-либо новое, или, например, избегать продуктов красного цвета. Всё очень индивидуально.
  • Отсутствие коммуникативной функции речи. При этом, дети могут обладать довольно обширным словарным запасом, однако не использовать его в общении и в выражении своих мыслей и чувств. Он проявляется лишь в бессмысленном повторении слов и неуместном употреблении фраз.

Степени и виды аутизма могут колебаться от ярко выраженных, при которых затрудняется социальная адаптация и затормаживается интеллектуальное развитие ребёнка, до присутствия у малыша лишь отдельных черт, обращающих на себя внимание своеобразием поведения. Такие дети довольно адаптированы в общении, просто выглядят несколько чудаковатыми.

Постановка диагноза аутизм - непростая работа, и требует она довольно длительного наблюдения. Обычно такая работа начинает проходить с детьми, достигшими как минимум одного года. При этом важна дифференциальная диагностика аутизма от задержки речевого развития, умственной отсталости и прочих расстройств. Также важна и оценка слуха ребёнка.

Лечение аутизма - это всегда длительная пассивная педагогическая коррекция. Также проводится симптоматическое лечение, направленное на купирование проблем ребёнка (нарушение сна, режима дня, речи, наличие разнообразных страхов и прочее). Не существует одной единой стратегии борьбы с расстройством, всё подбирается индивидуально, исходя из особенностей каждого конкретного случая. Важно также понимать, что чем раньше начнётся лечение аутизма, тем более эффективно оно будет, и тем скорее приведёт к положительной динамике.

 

ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЁМ К ДЕТСКОМУ ПСИХИАТРУ

ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЁМ К ДЕТСКОМУ НЕВРОЛОГУ