Большие проблемы маленьких детей: три реальные истории о детской депрессии

Категории
Категории

Депрессия не жалеет ни взрослых, ни детей. Но, если взрослый человек может рефлексировать и оценивать свое состояние, то не каждый ребенок способен на такую же сложную работу. Он меняется, замолкает, становится апатичным и безжизненным, а на определение причины может уйти долгое (и такое важное!) время.

Реактивная депрессия — яркая, сильная и долговременная негативная реакция на трагедию или пугающий эпизод, которая не проходит самостоятельно.

Мы уже несколько раз рассказывали о том, как определить реактивную или эндогенную депрессию по внешним признакам и вовремя обратиться за помощью. Сегодня мы хотим вам рассказать три истории настоящих детей и их семей, воочию столкнувшихся с этим сложным недугом. Вполне возможно, именно чужой опыт поможет кому-то из наших читателей заметить подобную проблему где-то рядом с собой.

Ни в одной из этих историй ребенок не знал, что точно с ним происходит и как с этим справиться самостоятельно. Обратите внимание!

История №1: реакция на трагедию

Герой: девочка, только-только вступившая в подростковый возраст.

Ситуация: бабушка, с которой у девочки сформировались самые теплые и крепкие из семейных отношений (ввиду частого отсутствия родителей), внезапно умирает. Умирает от асфиксии (подавившись кусочком твердой пищи), что повергает девочку в глубокий шок и, помимо скорби и боли утраты, она начинает чувствовать постоянный страх за собственную жизнь. В итоге — доводит себя до тяжелой нервной анорексии, отказываясь сначала от твердой, а потом и от жидкой пищи.

Лечение: антидепрессант + успокоительное на срок не менее трех месяцев, совместная работа психотерапевта и психолога.

Результат: на второй месяц девочка начала возвращаться в привычный режим питания, на третий — начала набирать недостающий вес и полностью пошла на поправку.

История №2: реакция на «взрослый» мир

Герой: девочка на границе между детством и подростковым возрастом.

Ситуация: ничего не подозревающий ребенок-отличница (как это часто бывает) под влиянием первых гормональных всплесков знакомится с подростком в одной популярной социальной сети. Сначала это общение не представляет никакой опасности, а затем, перетекает в другое, извращенное русло. Мальчик просит девочку разговаривать с ним по видеосвязи, «показывать себя» и о других подобных, травмирующих детскую психику, вещах. Девочка повинуется, хотя и сама не знает почему. Она еще не может осознать изменения, которые начали происходить в ее гормональном фоне, и именно поэтому начинает ужасно корить себя и испытывает жуткое чувство вины перед родителями. Однако, она достаточно хитра и умна, чтобы скрывать эту боль на протяжении полугода.

На приеме у психиатра, посредством тестов, выясняется, что девочка уже давно страдает от суицидальных мыслей и живет в постоянном страхе того, что ее «деяния» станут достоянием общественности. Проблема очевидна: пока не восстановится связь между ней и родителями — она будет пребывать в этом состоянии.

Лечение: госпитализация, антидепрессанты, постоянные беседы с психологом и психиатром на протяжении пары месяцев.

Результат: только в больнице девочка смогла открыть всю правду родителям и получить эту важную обратную связь, освободиться от чувства вины и пойти на поправку.

История №3: реакция на безразличие родителей

Герой: мальчик младшего школьного возраста

Ситуация: на прием к психиатру попадает мальчик с пятистраничным личным делом. Практически юный рецидивист, который устраивал в школе ужасные беспорядки и творил, кажется, все, что порицается. На все вопросы отвечает, что в порядке — психологические тесты же показывают, что у него, разумеется, реактивная депрессия с нарушениями поведения, подкрепленная «доброй» дозой суицидальных мыслей. Мальчика спрашивают, делился ли он с кем-нибудь своим состоянием. В ответ — полное непонимание в глазах ребенка, будто он не знал, что такая опция у него вообще есть.

Оказалось, что несколько лет назад супружеская жизнь его родителей разладилась, все закончилось разводом и постоянным поиском новых партнеров мамой. С постоянной сменой лиц ребенок справиться не может и все еще лелеет образ собственного отца: такого, каким он его запомнил.

Лечение: психологическая коррекция поведения + курс антидепрессантов, семейная терапия для родителей.

Результат: поведение ребенка скорректировалось, он стал более покладистым и сговорчивым. Для предупреждения подобного в дальнейшем родителям были назначены собственные психологические сессии, но, к сожалению, ни на одну из них они так и не пришли.

Вывод: реактивные депрессии протекают по-разному у совершенно разных детей любого возраста, но, все эти состояния можно обнаружить и купировать с помощью опытного, знающего врача-психиатра.

Статья подготовлена по материалам клинических исследований детского врача-психиатра.

Уважаемые родители! Центр клинических исследований «Неббиоло» ведет набор детей 7-11 лет в проект по лечению детской депрессии. Участие бесплатное!

Программа одобрена Министерством здравоохранения РФ и проходит одновременно в нескольких странах мира. Телефон для записи на прием к психологу или психиатру — 8 (3822) 467-200.

При звонке нужно упомянуть, что вы хотите стать участниками программы по детской депрессии. Контактное лицо: Макеева Оксана Алексеевна.

На приеме у специалиста ребенок проходит клиническую оценку симптомов депрессии, чтобы узнать, подходит ли ему данная программа. После диагностики врач даст вам необходимые рекомендации независимо от результатов.

Продолжая использовать данный сайт, Вы принимаете условия Политики конфиденциальности и даёте своё полное согласие на сбор и обработку персональных данных и файлов cookies, этот сайт использует сервис веб-аналитики «Яндекс.Метрика», предоставляемый ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16. Если Вы не согласны с данными условиями, Вы обязаны покинуть сайт или отключить настройки в своем браузере.