Читайте в новом разделе нашего сайта статью «Забытый ген» и комментарии нашего директора Оксаны Алексеевны Макеевой об исследованиях в области болезни Альцгеймера
- 4 мин
- 318
Центр клинических исследований Неббиоло проводит ряд исследований по изучению болезни Альцгеймера – тяжелого заболевания, связанного с поражением головного мозга, которое начинает проявляться с нарушения памяти и снижения познавательных способностей. Болезнь чаще поражает людей в преклонном возрасте, но вызывает все больше беспокойства, как у простых людей, так и у врачей. Есть причины такого повышенного внимания – во-первых, все больше людей доживают до преклонного возраста, и, во-вторых, от этого заболевания все еще нет лекарств, которые могут затормозить его развитие. Сегодня беседуем с директором центра клинических исследований Оксаной Алексеевной Макеевой.
- Оксана Алексеевна, что нового происходит в вашем центре в плане исследований болезни Альцгеймера?
- Изучение этого заболевания – фокус наших научных и клинических исследований. Так сложилось, что первый проект нашего центра был посвящен созданию регистра пожилых людей для клинических исследований по профилактики болезни Альцгеймера. Все начиналось примерно 7-8 лет назад. Мы в плотную занялись этой проблемой, сначала создавали регистр потенциальных участников исследований, затем учились проводить самую раннюю диагностику при помощи нейрокогнитивных тестов, потом совместно с фармацевтическими компаниями участвовали в адаптации батареи когнитивных тестов для нашего языка и получению возрастных норм для российской популяции. К нашему большому сожалению, серия этих проектов прервалась в России (хотя исследования, которые мы готовили продолжились в англоязычных странах). И вот сейчас у нас появилась возможность вернуться к этой тематике. Наш центр стал соисполнителем гранта Российского научного фонда «Генетические основы вариабельности когнитивных функций у людей пожилого возраста и у пациентов с болезнью Альцгеймера». Исследовательский грант получил наш томский НИИ медицинской генетики под руководством профессора Вадима Анатольевича Степанова, в проекте как раз исследуется часть нашей выборки и наших клинических данных. Некоторые подробности о выполнения этого проекта можно прочитать в газете ПОИСК.
Кроме этого мы, конечно же ищем проекты по лечению болезни Альцгеймера. Несколько дней назад группа наших врачей проходила обучения в рамках одного из международных клинических исследований. В нем будет применяться иммунный препарат, который препятствует «склеиванию» отдельных фрагментов бета-амилоида и расщепляет уже «собранные» фрагменты бляшек в головном мозге. Эти фрагменты обладают нейротоксическим эффектом, то есть вызывают гибель нейронов головного мозга. Исследование будет проводится на группе больных с самыми ранними признаками заболевания.
-Амилоидные бляшки и есть причина заболевания?
- Амилоидные бляшки это гистологический признак болезни Альцгеймера, то есть то, что можно увидеть в микроскоп в ткани мозга. Однако до сих пор не понятно, являются ли они непосредственной причиной заболевания или только следствием разнообразных процессов, которые происходят в ткани головного мозга при болезни Альцгеймера. По этому поводу есть хорошая статья опубликованная в журнале Nature, еще несколько лет назад. Она рассказывает историю открытия гена АРОЕ. Этот ген был открыт еще в 1991 году. Само открытие было сделано доктором Алленом Роузесом. Именно доктор Роузес был человеком, благодаря которому в Томске появился Центр клинических исследований Неббиоло. Но сейчас не об этом! Ген АРОЕ является самым хорошо изученным и подтвержденным маркером риска болезни Альцгеймера. Выполнены сотни и тысячи исследований, неизменно показывающих связь этого гена (варианта АРОЕ4) с болезнью Альцгеймера. Однако, как подчеркивает автор статьи Лора Спинней, которая побеседовала с несколькими ведущими экспертами в области изучения болезни Альцгеймера, финансирование получила только одна линия проектов – связанных с теорией амилоидного каскада. Большинство исследований были сосредоточены именно на амилоиде, все другие теории и возможные механизмы не получали должного внимания. Амилоидная теория стала своего рода догмой, а привело это к тому, что практически все исследования новых лекарств сосредоточились на том, как воздействовать на образование амилоида в головном мозге. И, к большому сожалению, ни одно из лекарств так и не смогло выйти на рынок. Так что сейчас исследования новых лекарств для болезни Альцгеймера переживают сложный период, когда нужно менять парадигму и пересматривать взгляды на патогенез заболевания.