Еще о задержке речевого развития: аутизм и влияние гаджетов

Категории
Категории

Долгожданная третья часть интервью врача-детского невролога Филипповой Людмилы Валерьевны и Оксаны Алексеевны Макеевой, ген. директора клиники и к.м.н.

 

Оксана Алексеевна: Если вернуться к проблеме гаджетов — связан ли аутизм с использованием гаджетов?

Людмила Валерьевна: Нет, эти вещи никак не связаны. Конечно, дети-аутисты могут жить в гаджетах, как в собственном мире. В идеале — такому ребенку нужно понемногу давать адаптироваться к социуму без гаджетов, а родителям — учиться новому виду коммуникации. Главное — ненасильственность и мягкость. Минимальное общение все-таки нужно.

О. А.: Когда ребенку можно первый раз дать гаджет?

Л. В.: Вообще, конечно, как можно позже. Лишать полностью не нужно, но лучше хотя бы после трёх лет, по моим впечатлениям. Использовать гаджеты можно для объяснения каких-то вещей более наглядно: к трём годам уже сформированы речь и общение, контакт с ребенком налажен, но понимать что-то с одних слов еще достаточно сложно. Нужно коммуницировать с ребенком, играть с ребенком, давать ему это живое общение.

О. А.: В каком возрасте ребенок может сам себя занять и это будет нормально?

Л. В.: Практически в любом возрасте, наверное с трех-четырех месяцев. Даже когда он просто перекладывает игрушку из руки в руку. Да, он займет так не все время, но хотя бы какое-то. Таким образом воспитывается самостоятельность, нужно давать ему самостоятельно себя развлекать. Более взрослым детям давать задания нарисовать или вылепить что-то, пока вы занимаетесь хозяйством.

О. А.: Как вы относитесь к «раннему развитию», когда родители практически с рождения начинают учить детей читать, считать и т.д.? Это вредит или способствует речевому развитию?

Л. В.: Есть и плюсы, и минусы. Все-таки, ребенок должен наиграться, хотя бы пару лет. Ребенок будет учиться всему вовремя, для этого есть детский сад и школа. Дети, с которыми начинают рано заниматься и которые опережают своих сверстников имеют проблемы с социализацией в начальной школе, им тяжелее адаптироваться. В школе не интересно, они это уже проходили. Начальное звено должно заинтересовать, дети учатся учиться, любить школу, получать знания. Если ребенок уже получил все эти знания — теряется интерес, трудно включиться в процесс. Все должно быть вовремя, пусть маленький ребенок лучше играет в куклы и машинки, а читать, писать и рисовать палочки он научится позже.

О. А.: Как вы относитесь к назначению лекарств детям с нарушениями речи?

Л. В.: Сначала мы смотрим на причину того, что ребенок не разговаривает. Повторюсь, это не диагноз, а синдром. Если лечить ноотропными препаратами необследованного ребенка с задержкой речевого развития — можно пропустить истинную причину (к примеру, снижение слуха). Необходимо полное обследование. За ребенком от трех до семи лет с возможными нарушениями речевого развития должны стоять три человека — логопед, родитель и врач (психолог или невролог).

О. А.: В каком случае рекомендуется консультация психиатра?

Л. В.: Если мы понимаем, что у ребенка задерживается интеллектуальное развитие, он недопонимает, к примеру, при сохраненном слухе, после трёх лет можно проконсультироваться с психиатром. По моему мнению, до трёх лет этого делать не нужно.

О. А.: То есть, в основном это непонимание речи при сохраненном слухе?

Л. В.: В основном, да. Еще это может быть нарушение социализации, отсутствие реакции на смену локаций и людей вокруг.

О. А.: Давайте резюмируем — что нужно делать родителю для развития речи ребенка и что не нужно?

Л. В.: Нужно — вовремя показываться специалистам, хотя бы в обязательные сроки. Невролог — в месяц, три месяца, девять месяцев и год. Далее — раз-два в год. Обязательно необходимо сообщать специалисту о изменениях, которые тревожат вас, как родителя, ничего не замалчивать. А еще нужно разговаривать с ребенком как можно чаще, играть в живые игры и по возможности ограничивать время с гаджетами. Не нужно — заниматься самолечением.

О. А.: Самолечением — в плане лекарств?

Л. В.: Конечно, принимать препараты из рекламы не стоит. Каждый ноотропный препарат имеет свои действия и побочные эффекты и нужно обязательно консультироваться со специалистом.

Если вы заметили какие-то изменения в качестве слуха ребенка или просто хотите удостовериться, что все протекает хорошо — обратитесь к врачам-педиатрам медицинского центра «Неббиоло»!

ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЕМ К ДЕТСКОМУ НЕВРОЛОГУ