Интервью с эндокринологом: дефицит йода, ожирение и многое другое

Категории
Категории

Дорогие друзья! Перед Вами — новый выпуск из рубрики «Наши медицинские разговоры», интервью нашего директора Оксаны Алексеевны Макеевой (ОАМ) с врачом-эндокринологом Оксаной Алексеевной Олейник о профилактике эндокринных заболеваний. Оксана Алексеевна Олейник (ОАО) — кандидат медицинских наук, эндокринолог нашего центра для детей и взрослых пациентов.

ОАМ: В нашем организме большое количество гормонов и буквально все функции организма контролируются ими. Как узнать/почувствовать, что что-то идет не так, ещё до того, когда человек уже вынужден пойти на гормонозаместительную терапию?

ОАО: Эндокринная система — дирижер работы практически всех функций человеческого организма и контролирует наше тело еще с внутриутробного развития. Контроль всех жизненно важных систем — и ее работа тоже. Довольно часто можно наблюдать, что если коллеги-специалисты другого профиля не могут разобраться в ситуации, они направляют пациента к эндокринологу, потому как, возможно, первопричина в дисбалансе гормонов. Особенность заболеваний эндокринной системы заключается в том, что многие из них не сопровождаются болевым синдромом. Здесь нужно прислушиваться к любым изменениям очень внимательно и обращаться за консультацией своевременно. Я бы хотела кратко рассказать о не очень явных, но показательных проявлениях дисбаланса эндокринной системы. Начнем с самой известной железы, щитовидной — она единственная, которую мы можем увидеть невооруженным взглядом, если она увеличена. Мы все живем в регионе, в котором доказан дефицит йода. Если мы не проводим никакую профилактику — то сталкиваемся с реакциями щитовидной железы на его дефицит (появление зоба или снижение функции).

ОАМ: А как проводить профилактику? Достаточно ли использования йодированной соли или в нашем регионе нужно делать что-то еще?

ОАО: Абсолютно здоровым людям хватит и обогащенной соли. Если есть хоть какая-то сопутствующая патология — требуется больше йода. Подростковый период, период беременности, лактация — тоже довольно критичные по потребности в йоде периоды. Но существуют и противопоказания, поэтому, в любом случае следует заручиться мнением специалиста.

ОАМ: Все-таки, можно ли скорректировать это диетой?

ОАО: Да. Основными источниками йода является все, что дает море. Морская рыба, морепродукты, морская капуста. Существует мнение, что есть местные источники йода — зелень, темная ягода, рябина, некоторые фрукты, например хурма. Они содержат чуть больше йода, чем их «собратья» и их определенно можно и нужно употреблять в пищу, но это далеко не то же самое содержания, как, например, в рыбе или морской капусте. Когда-то, в советские времена, четверг всегда был рыбным днем. И, таким образом, диета обогащалась полиненасыщенными жирными кислотами, необходимыми для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, и йодом. Если говорить о дефиците гормонов щитовидной железы, который может развиться на фоне дефицита йода или каких-то других нарушений, то нередко мы сталкиваемся с так называемыми «масками» снижения функции щитовидной железы или гипотиреоза. Это проявляется в виде депрессии, потери интереса к жизни, пониженных работоспособности и настроении. Хуже становится память, реакция замедляется, ухудшается состояние волос и ногтей. Очень богатый перечень клинических проявлений, которые, с первого взгляда могут быть и недооценены. Всегда, когда такие симптомы появляются, лучше сразу исключить дефицит гормонов.

ОАМ: Если кто-то обнаруживает у себя перечисленные симптомы — что делать? Мы можем посоветовать обязательный перечень анализов или только направить к специалисту?

ОАО: Знаете, я считаю, что нужно заручиться мнением специалистов. Сейчас много новой аппаратуры, скрининговые исследования на два-три гормона — возможно, этого будет достаточно. А если нет — придется идти заново и повторно сдавать какие-то показатели. Лучше обратиться к специалисту, который обозначит необходимый перечень гормонов, которые требуется посмотреть. Нередко при осмотре, помимо симптомов, о которых рассказывает человек на приеме, врач замечает что-то еще, что требует пристального внимания. Это позволяет проводить более масштабные исследования и складывать общую картину состояния организма более целостно. В Европейских странах оценка эндокринного статуса человека (особенно в зрелом возрасте) является рутинной практикой, не реже одного раза в год.

ОАМ: Это поход к эндокринологу или сдача анализов?

ОАО: Поход к эндокринологу, потому как он назначает необходимый перечень, а затем оценивает это и дает необходимые рекомендации.

ОАМ: Для щитовидной железы характерно, что референсное значение от лаборатории не имеет ничего общего с тем, на что ориентируется доктор. Как быть, если человек лично пошел на анализ и получил такой результат?

ОАО: Такое бывает часто. Во-первых, есть и возрастные особенности по отношению к референсным значениям, во-вторых, эти значения должны оцениваться в совокупности с клинической симптоматикой, а в-третьих — мы лечим не лабораторный бланк, а живого человека. Для нас клинические проявления и жалобы человека намного более весомы чем то, что видно по анализам. Нужно правильно совместить эти показатели. Очень часто приходят пациенты, которые, в результате тестов по собственной инициативе увидели отклонения, начитались информации, поставили себе диагноз, и, слава богу, не начали лечиться, хотя на самом деле, у них все в порядке и произошло индивидуальное расхождение. У женщин при оценке гормонального статуса очень важно сопоставление с фазой цикла, у детей — эмоциональное состояние (особенно при заборе крови) и стадия полового созревания.

ОАМ: А каких еще заболеваниях нам следует рассказать?

ОАО: Если исходить из статистической частоты заболеваний — на втором месте (или даже на первом) это ситуации, связанные с набором или избытком массы тела, с ожирением. К сожалению, наши пациенты относятся к этому очень несерьезно, списывают это на возраст, на что-то безобидное, но на фоне этих изменений могут формироваться серьезные нарушения, такие как сахарный диабет. Когда вы идете по улице — вероятно, каждый четвертый человек после 45 лет, скорее всего, близок к этой ситуации.

ОАМ: Когда человеку нужно задумываться об ожирении, есть простой метод оценки, что норма, а что нет?

ОАО: Есть универсальная формула для расчета индекса массы тела (ИМТ). Нужно разделить свой вес на свой рост в метрах дважды последовательно. Есть классификация, по которой ИМТ до 25 считается нормой. Все, что выше — избыток и различные степени ожирения. Второй момент — окружность талии. Увеличение окружности талии происходит за счет того, что ожирение приобретает преобладающую локализацию на животе или висцеральное ожирение, большой сальник. Здесь нужно понимать, что такой вариант ожирения (абдоминальный или по мужскому типу, «пивной живот») — это прогностически более неблагоприятная ситуация. Качество жировой ткани, которая локализуется в висцеральных областях обладает более высокой гормональной активностью. Считается, что появление висцерального жира приводит к сердечно сосудистым проблемам.

ОАМ: Висцеральное ожирение — когда выпирает живот, а жир накапливается в брюшной полости?

ОАО: Да, и это могут быть отложения не только в области печени, почек и поджелудочной железы, но и вокруг сердечной сумки, например. Это мешает работе всех внутренних органов и систем и формирует риски инфарктов, инсультов, атеросклерозов в достаточно молодом возрасте. Даже при нормальном ИМТ желательно понимать, как располагается жировая ткань в теле. Если уровень висцерального жира начинает расти выше нормы — это звоночек вмешаться, изменить образ жизни.

ОАМ: А есть ли какой-то способ в первую очередь избавляться именно от висцерального жира?

ОАО: В современном мире есть препараты с доказанной активностью, которые снижают степень висцерального ожирения, но в показаниях к применению у них в первую очередь нарушения углеводного обмена. Но еще до приема лекарств, лучше задуматься об изменении диеты и уровня физической активности. Нет, конечно, не нужно сразу начинать бегать километры марафона, но доказано, что достаточно интенсивной физической нагрузки в виде быстрой ходьбы не менее 60 минут в день (суммарно) - это важно для профилактики ожирения. Если мы посчитаем, то далеко не всегда мы за день набираем такое количество физической активности. Хотя бы 10 тысяч, а лучше 15 тысяч шагов — это должно быть нашей нормой.

ОАМ: Как вы относитесь к тому, что здоровый человек для профилактики висцерального ожирения начинает принимать какие-то лекарственные препараты?

ОАО: Под каждым приемом препарата должно быть показание. Это должна быть сформировавшаяся инициатива и у докторов и у пациентов, но достойных клинических исследований пока не публиковалось нигде. Такая тенденция на сегодняшний момент имеет место быть, но исследований нет. Препараты показывают себя отлично в лечении заболеваний, а для профилактики нужны еще материалы и статистика.

ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЕМ К ВРАЧУ-ЭНДОКРИНОЛОГУ